Шведова Айгуль Сергеевна персональный сайт воспитателя

Повышение профессиональной компетенции

 План работы по самообразованию

(средняя группа)

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

2016-2017г.

Актуальность:

• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

Цель: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. 

Сентябрь -октябрь

Изучение методической литературы и интернет ресурсов. 

Самостоятельная детальность педагога.

1.изучение традиционных методик

2.Современный взгляд на проблему

3.Опыт работы педагогов других ДОУ

Изучила

дополнительную литературу:

1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

2.Доронова Т.Н. «Развитие детей 4-7 лет в театрализованной деятельности»

3. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений»

Разработка плана внедрения изучаемой темы в пед. процесс.

Ноябрь

 Совместная работа с педагогом- напарником ,старшим воспитателем ,специалистами ДОУ

1.Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

2.Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки (дидактических, настольно-печатных игр и др.)

3.Разработка современного плана работы группы по месяцам(по теме самообразования)

1.Словесныей метод

(Рассказ, беседа, инструктаж и др.)

Практический метод

обучение детей средствам речевой выразительности, разыгрывание сказок.

Разучили и поставили  сказку  «Заюшкина избушка».

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала  и др.

2. Выступила на семинаре-практикуме

Тема: « Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой».

 3.План разработан

Внедрение разработанного плана в пед.процесс.

Декабрь

Совместная детальность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями

 Этюды «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т.д.

Театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе»

учить детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Распространение опыта среди педагогов ДОУ.

Январь

 Этюды «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т.д.

Театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе»

учить детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок») по ролям с помощью настольного театра.

Учить детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

 Разучить и поставить сказку «Рукавичка»

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

Февраль

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Рассказывание сказки «Кот, дрозд да петух».

Март

Развивать монологическую речь путём обыгрывания сказки. Учить детей рассказывать эмоционально, менять тембр голоса.

Показ сказки с помощью настольного театра.

Апрель

Разучивание и постановка сказки «Волк и семеро козлят»

развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику

Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Постановка сказки «Красная шапочка», показ для родителей.

Предоставить отчёт

Разместить статью в интернет ресурсах

Анализ работы по самообразованию.

Май

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете

Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Постановка сказки «Красная шапочка», показ для родителей.

Предоставить отчёт.

Закрепление изученного материала в процессе самообразований

Май-август

Совместная деятельность педагога с детьми(в летний период).Распространение опыта через интернет-сайт, статьи в периодических изданиях

Разместить статью в интернет ресурса

Доклад на семинаре-практикуме в ДОУ

Тема: « Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой».

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения  операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом  на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.)  Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.             Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра  оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д). Сюжетно- ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества- это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно- ролевых игр.

 Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно- ролевыми.В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила). Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка (Н.Ф. Губанова).

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Роль требует подчинения сюжету, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г. Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии), в отличие от игры с правилами. Вместе с тем, театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий сюжетными линиями.

Особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В. Артёмова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.). Данные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев), в которой акцент переносится с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А. Ветлугина).

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М. Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А. Козлова, Т.Л. Куликова).

Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка, он чувствует свою значимость в семье, эрудицию (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

 Театрализованная игра – эффективное  средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения,  благоприятное условие  для  развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.  В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь. 

 Большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству.

5 февраля 2017 в 20:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.